Универсальность и простота
Авторы: Генеральный директор ФГУП УКВЗ Абрамов П.В., ведущий конструктор Жушман В.И.
Журнал: Научно-практический журнал «Насосы и оборудование»
Номер: №4(39)-5(40) 2006
Оседиагональные насосы - новый тип динамических насосов, впервые разработанных и примененных для перекачки компонентов топлива в системах подач отечественных ракетных двигателей. Условия работы таких насосов отличаются достаточно высокой гидродинамической нагруженностью.
В рамках конверсионной программы именно на базе этих насосов Федеральное государственное унитарное предприятие «Усть-Катавский вагоностроительный завод» совместно с ООО «К.Нефтеком» - дочерней организацией ФГУП «Исследовательский центр им. М.В. Келдыша» - разработали и изготовили промышленные насосные установки, предназначенные для перекачки вязких и загрязненных примесями жидкостей, а именно:
- воды, грунтовых и глиняных растворов, промышленных сточных вод;
- неоднородных по плотности и вязкости жидкостей;
- нефти и нефтепродуктов;
- жидкостей с высоким содержанием газа.
Главная особенность оседиагональных насосов - применение в них шнековых колес с винтовыми лопастями как постоянного, так и переменного шага. Это позволило получить межлопаточный канал, обеспечивающий низкую гидродинамическую нагруженность лопастей рабочего колеса.
Такая особенность профилирования рабочих колес оседиагональных насосов дает возможность достичь в них одновременно высоких антикавитационных и энергетических качеств, а также обеспечить способность перекачивать высоковязкие (до 500 сСт) и двухфазные жидкости с повышенным содержанием газа (до 30 %) и механических примесей.
В насосе предусмотрена разгрузка ротора от осевой силы, которая осуществляется за счет устройства под втулкой разгрузочной полости 7, отделенной от полости высокого давления со стороны выхода из колеса гидродинамическим импеллерным уплотнением. В разгрузочной полости обеспечивается давление, приблизительно равное входному значению за счет сброса утечек на вход через пропускные отверстия 8, выполненные во втулке колеса.
Ротор вращается в подшипниках качения 9: роликовом - типа 42208 и радиальном сферическом двухрядном подшипнике - типа 3609. Подшипники установлены в корпусе 10, закрепленном в спиральном отводе с помощью фланцевого соединения 11.
Подшипники смазываются консистентной смазкой типа Литол-24. Разделение полости подшипников от перекачиваемой жидкости осуществляется концевым уплотнением шевронного типа и устройством разделительной полости 12, соединенной дренажным каналом 13 с атмосферой.
Концевое уплотнение выполнено в виде 2-х неподвижных резиновых колец 14, монтируемых на вал с натягом таким образом, чтобы «усы» были отогнуты в противоположные стороны и обеспечивали двустороннее уплотнение по валу - при вакууме и избыточном давлении на входе в насос. Резиновые кольца по внутреннему диаметру непосредственно трутся по термообработанной предохранительной втулке 15, установленной на вал и уплотненной по посадочной поверхности круглым резиновым кольцом 16.
По боковым поверхностям резиновые кольца поджимаются бронзовыми втулками, а весь пакет уплотнения стягивается гайкой.
Такая конструкция концевого уплотнения дает возможность до минимума снизить перепад давления на нем и за счет сепарации песка и механических примесей во вращающемся потоке уменьшить износ резиновых колец и предохранительной втулки.
В насосах ОДН 290 и ОДН 200 предусмотрена установка торцовых уплотнений.
На базе насоса ОДН 120 изготавливается мотопомпа «Заря», которая в составе вакуумной установки «Вихрь» служит для сбора проливов нефти и нефтепродуктов.